^Наверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


 Просмотр мультфильмов - один из наиболее распространенных видов досуга    современных детей. Сегодня дети, начиная с самого раннего возраста, становятся постоянными зрителями самой разной мультипликационной продукции. При этом, влияние  мультфильмов на настроение, интересы, сюжетную игру, а в конечном счете - развитие ребенка, возрастает. Один из важнейших вопросов, который встает в этой связи перед родителями: как подобрать мультфильм своему ребенку?

 

 

 Младшие дошкольники отдают предпочтение просмотру мультфильмов или компьютерным  играм.  Многие дети большую часть своего свободного времени проводит у экрана. О вреде ТВ и экранного времяпрепровождения уже сказано и написано  много.  Часто детям предлагаются преимущественно развлекательные, «взрослые» по своей форме и содержанию фильмы, не рассчитанные на детское восприятие.  

 Московский центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек рекомендует мультфильмы для детей в соответствии с их возрастными особенностями.  При этом речь идёт не о выяснении  художественных  достоинств фильма, а об оценке соответствия  формы и содержания мультфильма психологическим особенностям  детей того или иного возраста.  Для детей дошкольного возраста такая экспертиза является особенно актуальной.  В этом возрасте  художественное впечатление может оказывать серьезное влияние на становление основ личности.  Кроме того это период особенного интенсивного психического развития,  когда каждый год отличается своими особенностями восприятия, мышления, самосознания  и пр.

 Многие взрослые вообще не задумываются, что смотрит их малыш - если ребенок смотрит, значит ему интересно. Мультфильм воспринимается как особый жанр, созданный специально для детей в независимости от их возраста.  Между тем мультфильмы для малышей,  при их преждевременном и чрезмерном потреблении, несут в себе серьёзную опасность для психологического здоровья и развития детей.  И психологи, и педиатры единодушно настаивают на том, что до 3-х лет детям не рекомендуется  чрезмерное потребление видеопродукции, оно  приводит к  серьёзным негативным последствиям: недоразвитию корковых отделов мозга, нарушениям общения,  зависимости от экранной информации, гиперактивности, агрессивности, недоразвитию речи,  и пр.

Возраст 3-4 года
После 3 лет, когда у ребенка достаточно развиты речь, общение, появляются воображение, игра, возможно полноценное восприятие мультфильмов.  С этого возраста мультфильмы, наряду с книгами и театром, могут и должны войти в жизнь ребёнка. Художественный фильм обладает большим развивающим потенциалом для разных сфер детского развития – познавательной, эмоциональной, коммуникативной и др. Но этот потенциал может реализоваться только в том случае, если произведение отвечает возрастным особенностям ребёнка.

Ошибочно мнение, что дети сами выберут, что им нужно и сами могут отказаться от того, что не соответствует их интересам и возможностям  понимания. Дошкольник не в силах преодолеть магнетизма мелькающих зрительных впечатлений – он может долго смотреть на экран, даже не различая предъявляемых событий и персонажей.  В результате  у малышей быстро вырабатывается зависимость  от экр111.jpgана, которая парализует их волю и активность. Они уже не хотят ничего делать сами,  и постоянно требуют включить телевизор,  и смотрят кино про разных монстров, чудовищ, вампиров, в которых мало что понимают. Для младших дошкольников (3—4 г.) нужны фильмы с простыми короткими сюжетами и сказки с повторяющимися действиями, связанные с семейным укладом в узнаваемых или новых обстоятельствах. Главные темы – жизнь животных и растений, действия персонажей и их последовательность, знакомство на уровне образов и действий с другими природными зонами, с миром техники,  и пр.

Важна узнаваемость и реалистичность действий в знакомых и условных обстоятельствах. Для малышей важен  общий позитивный настрой фильма, эмоции, связанные с конкретными действиями,  эмоциональная окрашенность  знакомых  ситуаций. Героями фильмов могут быть дети или детёныши сказочных животных,  активно действующие, задающие  образцы простых правил поведения. Образ героя не должен быть перегружен деталями, но максимально выразителен.

просмотр мультиков

Возраст 4-5 лет

Сюжеты фильма  для детей 4-5 лет важно связать с общением и с различными отношениями между персонажами  (дружба, вражда, доминирование-подчинение  и пр.). Это могут быть разнообразные сказки  (народные и авторские).  Центральные темы,  интересующие детей – мир людей (или антропоморфных животных), их разные позиции,  с возможными конфликтами и их разрешением.

Спектр эмоциональных переживаний персонажей расширяется,  выходит за пределы ситуативных впечатлений в область личного опыта ребёнка.  Эмоции связываются с отношениями героя и других персонажей.  Ключевое переживание остаётся в позитивном диапазоне с возможными вариациями и оттенками.  Герой является участником событий, связанных с другими персонажами: нужны партнёры и отношения между ними.  Персонажи демонстрируют различные варианты взаимодействия.  Важно, чтобы главный герой воплощал наиболее  эффективные и конструктивные способы разрешения конфликтов.

просмотр мультиков

Возраст 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте тематикой произведений могут быть развёрнутые сюжеты со сквозными персонажами. Возможны иносказания, метафоры, гротескно-карикатурные изображения и описания, с шутками и подтекстом.  Центральным моментом содержания выступают переживания и внутренний мир героев.

Эмоциональные состояния героев могут быть амбивалентными.  Возможны не только ситуативные чувства, но и более обобщённые переживания.  Возможны  острые, напряжённые и отрицательные эмоциональные состояния.  Герой уже не только действующий и взаимодействующий, но переживающий и вызывающий сопереживание. Персонажи выступают как носители моральных норм и ценностей. Моральные эталоны представлены четко и вызывают определённое отношение.

просмотр мультиков

Возраст 6-7 лет

Для детей старшего дошкольного возраста в полной мере раскрывается огромный мир детской художественной  культуры. Это тот возраст, когда ребенок может присвоить все богатство культурного художественного наследия, созданного для детей.  Для примера приведем здесь только несколько характерных для этого возраста произведений: «Варежка», «Домовенок Кузя», «Малыш и Карлсон», «Петсон и Финдус», «Каникулы в Простоквашино», «Снежная королева» и многие другие.  Характерно, что все эти произведения имеют литературную и мультипликационную версию.

Следует подчеркнуть, что прежде всего необходимо определить соответствие произведения  этическим и эстетическим критериям. Произведения, суть которых противоречит моральным нормам, стимулирует агрессивность, жестокость, разрушения нельзя рекомендовать маленьким детям.

просмотр мультиков

 
 Copyright © 2018 Сайт Детства  Rights Reserved.