^Наверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Игра – самый главный и развивающий вид детской деятельности. 
В широком смысле игрой можно назвать любую свободную, спонтанную деятельность, связанную с положительными эмоциями. К ней относится познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность, игра с правилом.

В более строгом смысле игрой называют сюжетную игру, т.е. деятельность, в которой происходит расхождение реальной и мнимой ситуации и в которой действие осуществляется в воображаемом плане, «понарошку».
Каждый вид игры вносит свой особый вклад в развитие ребёнка. Для каждой из них существует свой набор необходимых игрушек и игровых материалов.

Познавательно-исследовательская деятельность

Этот вид детской активности направлен на непосредственное, опытное познание окружающей действительности – предметов, явлений, их связей и закономерностей.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя:
- манипулирование;
- предметную деятельность;
- экспериментирование

Манипулирование

Действия с предметами развиваются у младенца последовательно. Можно выделить: активное бодрствование, сенсорную активность, «преддействие», простое «результативное» действие, «соотносящее» и функциональное.
Активное бодрствование наблюдается у малыша с двух до 4,5 недель. В возрасте от 1-1,5 до 2,5-3 мес. наблюдается сенсорная активность: рассматривание, прислушивание. С 2,5-3 до 4-4,5 мес. появляется «преддействие». Ребенок ощупывает и осматривает случайно задетый предмет, похлопывает его без зрительного контроля. Ребенок выделяет единый предмет как комплекс принадлежащих ему свойств.
К 3 мес, если малышу систематически вкладывать в руки игрушки, он начинает их удерживать. А с 3-4 мес. он может не только удерживать игрушку, но приближать ее ко рту и захватывать ртом. Ребенок манипулирует с игрушкой, применяя по отношению к ней способы обследования, которые превращаются в ориентировочные действия. От зрительной ориентировки в свойствах предмета он переходит к практической ручной и осязательной с помощью губ и языка.

Очень важным событием в развитии предметных действий выступает развитие реакции хватания, которая дает возможность малышу манипулировать с предметом и в дальнейшем усваивать предметное действие.

Итак, уже с 3-4 месяцев ребенок начинает проявлять исследовательский интерес к окружающим его предметам, в том числе «живым» объектам (родителям или домашним питомцам). Младенец стараясь ухватить, потрясти или попробовать их на вкус. Эти действия направлены на изучение свойств предмета: например, твердое-мягкое, гладкое-шершавое, легкое-тяжелое, маленькое-большое, катится-не катится и т.д.

Какие игрушки подходят для манипулирования?

Погремушка - универсальная игрушка, которая служит ребенку на всем протяжении первого года жизни. Погремушкой может стать любой предмет, издающий при действии с нею шум. 

Погремушки бывают разных типов, что связано, главным образом, с тем способом, которым можно ее держать. Например, бывают погремушки на ручке, на кольце, в виде гантели, без ручки. Разный способ захвата тренирует зрительно-моторную координацию ребенка, без которой предметная деятельность будет невозможной.

Подвески, растяжки, мобили - это игрушки, которые крепятся на кроватку или над кроваткой, побуждая малыша дотягиваться до них, наблюдать за их движением.

Подвески и мобили различаются между собой способом приведения игрушки в движение: мобили работают на батарейках. Растяжки напоминают гирлянды с развешанными на резинке игрушками.

 

Предметная деятельность

Предметная деятельность – вид познавательно-исследовательской деятельности, направленный на познание специфических свойств предмета: например, в емкость можно что-нибудь положить, налить, насыпать и т.д.

Уже к 6 месяцам ребенок проявляет первый интерес, еще довольно размытый, к изучению специфических свойств предметов. Вначале малыш просто играет с предметами, воздействуя на них и обнаруживая их новые свойства, он притягивает и рассматривает предметы, хватает и отбрасывает их, причем в определенное место, например на пол, чтобы услышать звук. Малыш размахивает погремушкой, чтобы вызвать звучание, раскачивает предмет с перекатыванием в нем другого, находит отверстие в предмете, стягивает один предмет с другого. После 6 месяцев, накапливая опыт действий с разнообразными предметами, ребенок начинает учитывать особенности формы, величины. Он действует так, чтобы получить результат, выявляющий специфические свойства предмета: резиновый шарик сжимается, погремушка грохочет, колокольчик звенит. После 6 месяцев ребенок продолжает активно действовать с предметами. На первых порах в этих действиях преобладают неспецифические манипуляции. Накопление опыта манипулирования влечет за собой установление простейших причинно-следственных связей. Ребенок замечает, что если погремушку потрясти, она издает звук, если мячик толкнуть, то он покатится. Малыш наблюдает, как с помощью одного предмета можно воздействовать на другой. Он видит, что между предметами можно установить определенное соответствие, например, надеть колечко на штырь, закрыть крышкой коробочку. Установление этих связей малышом приводит к тому, что он фиксирует в сознании результат своих действий и стремится его повторить. Поэтому он снова и снова трясет игрушку, чтобы услышать, как она звенит, выбрасывает из кроватки игрушки, прислушиваясь к издаваемым ими звукам. Так ребенок начинает проникать в чувственно воспринимаемые признаки объектов.

Главной, ведущей деятельностью предметная деятельность становится к началу раннего возраста (т.е. к 1 году), когда ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости, и в то же время взрослый становится для ребёнка образцом культурных действий с предметами.

Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное - новые, адекватные способы действия с предметами. 

Зачем нужна предметная деятельность?

1. Чтобы познать культурный смысл вещей: зачем ложка? Как можно использовать размер предмета? Почему из лопатки не пьют?

2. В такой деятельности эффективно развиваются все познавательные процессы (восприятие, наглядно-действенное мышление, внимание и пр.)

3. Чтобы почувствовать свою самостоятельность и умелость.

Игрушки для предметной деятельности

Пирамидки - игрушки, состоящие из набора схожих элементов, которые нужно сложить правильным образом.

Самые простые пирамидки представляют собой простейшую конструкцию из стержня и нескольких одинаковых колечек, которые нужно на этот стержень надеть. Пирамидки посложнее необходимо собирать в соответствии с каким-нибудь признаком (размером, цветом, формой) по порядку, например, от маленькой дуги - к большой.

Вкладыши - матрешки, стаканчики или картинки, которые отличаются друг от друга размером.

В отличие от пирамидок, из вкладышей-стаканчиков и матрешек можно не только собирать башенку, но и компактную конструкцию с вложенными друг в друга элементами. Для ребенка это удивительное свойство, ведь когда все элементы стоят отдельно друг от друга, то занимают много места, а если их собрать - они вдруг помещаются на маленьком пятачке.

Кроме того, в стаканчики и матрешки можно что-нибудь прятать, используя их, как емкости. С матрешками и картинками-вкладышами можно играть в сюжетные игры.

Каталки и другие динамические игрушки отображают различные виды движения. Каталки бывают двух типов: на веревочке и на палке.
Те, что на палке, будут незаменимы для начинающих ходить детей - они придают уверенности, потому что дают чувство опоры, и стимулируют желание ходить, поскольку очень эффектны при движении.

Каталки на веревочке подойдут для уверенно ходящих деток, ведь, чтобы оценить всю красоту, нужно уметь оборачиваться во время ходьбы. На прогулке малыш чувствует себя, как взрослый, когда катит за собой любимую игрушку.

Помимо каталок есть множество других динамических игрушек, отражающих различные виды движения. Обычно эти игрушки называются соответственно: шагающие, скачущие, кувыркающиеся, лазающие и т.д. Одной из самых старых и необычных игрушек такого рода является неваляшка - образец равновесия и устойчивости.

Отличными «игрушками» для предметной деятельности становятся обычные предметы обихода (миски, кастрюли, ложки, сита и т.п.); природный материал, отличающийся богатством исследовательских возможностей; наборы объемных геометрических тел (различающихся по цвету, величине, объему и т.д.). 

Детское экспериментирование

Экспериментирование – это вид познавательно-исследовательской деятельности, направленный на изучение скрытых существенных свойств, связей, законов и закономерностей мира: например, если поставить доску под наклоном, то шарик будет катиться быстро или медленно? Если песок намочить, как изменятся его свойства? Если смешать синюю краску с желтой – что получится?

Первый, еще не осознаваемый интерес к подобным вещам появляется уже к 3 годам, когда ребенок действует одновременно с несколькими объектами (например, запускает две разных машинки с горки) и обнаруживает какие-то отношения между ними.

Но осознанный интерес, с постановкой вопросов и целей, возникает в период старшего дошкольного возраста, т.е. с 5 лет. Познавательно-исследовательская деятельность, в т.ч. экспериментирование, сопровождает и вплетается в сюжетную игру и продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Зачем детям экспериментировать?

1. Чтобы познавать скрытую природу вещей и отношений между разными объектами мира.

2. Чтобы развивать мышление.

3. Чтобы формировать самоценность познавательной активности.

Материалы для экспериментирования

Наборы для экспериментирования обычно состоят из разных элементов, что позволяет менять условия и сравнивать эффекты, которые получаются в результате таких изменений.
К наборам для экспериментирования относятся всевозможные наборы "песок-вода", конструкторы-кугельбаны, наборы для изучения цвета, магнитизма и т.д.

Игрушки для экспериментирования (колейдоскоп, воздушный змей и т.д.), позволяющие изучать цвет и свет, потоки воздуха, магнетизм и т.д.

Специальные инструменты (лупа, весы и т.д.) также позволяют проводить различные "опыты", в том числе - в полевых условиях. Например, вооружившись лупой, ребенок может отправиться и в сад, и на пляж, а может с удовольствием разглядывать ворсинки ковра и увеличивать буквы в книжках.

Простые механизмы, такие как подъемный кран, например, обычно можно встретить либо в конструкторах, либо среди игрушечных машин. Играя с такими машинами, ребенок на практическом уровне знакомится с законами механики.


Детские головоломки
чаще всего делают в виде сюжетных игрушек с разными элементами и задачником, в котором содержатся разные уровни сложности заданий. Среди простых, самых детских, головоломок сегодня наиболее распространенными являются пазлы и другие составные картинки.

Помимо всевозможных игрушек детскому экспериментированию просто необходимы природные объекты и многочисленные встречи с такими явлениями, как ветер, лужи, соленая вода, высокая трава и т.д.

 Сюжетная игра

Это вид детской активности, в которой ребенок действует "понарошку", как будто, т.е. удерживает одновременно два плана – реальный и идеальный (план образов, представлений и т.д.).

Зачем ребёнку сюжетные игры?

1. В таких играх развивается воображение и внутренний план действия.

2. Формируется произвольность.

3. Ребёнок может почувствовать себя другим и дифференцировать свое Я. Учится занимать другую позицию, принимать разные точки зрения.

Сюжетная игра включает в себя ролевую и режиссерскую игры.

Ролевая игра

Ролевая игра – вид сюжетной игры, в которой ребенок принимает роль на себя и действует от ее имени. Например, кормит куклу, как мама - дочку, «лечит» другого ребенка, как врач, поет, как будто он певец и т.д.

Зачатки ролевой игры возникают еще в раннем возрасте – уже около 2-х лет появляются процессуальные игры, когда роли еще нет, но соответствующие действия уже есть. Роль, как таковая, появляется только в 3 – 3,5 года, к 5 годам ролевая игра достигает своего максимального уровня развития, на котором держится вплоть до 7 лет.

Игрушки для ролевой игры

Куклы и другие образные игрушки - неотъемлемые участники детских игр, причем нужные не только девочкам, но и мальчикам.

Образные игрушки могут быть "сердечными друзьями", "выслушивая" тайны своих хозяев; могут стать "партнерами" по игре, помогая удерживать игровой замысел.

Маркеры роли - это всевозможные одежки, головные уборы, обувь, аксессуары, т.е. все то, что позволяет стать на время кем-то другим.

Игровой транспорт редко делается и покупается для детей, чаще все-таки - для кукол. Это коляски, санки, тележки и машинки, в которых можно возить любимую игрушку.

Крупномасштабный конструктор, игровая мебель, мебель для кукол позволяющие организовать игровое пространство.

Всевозможные игровые предметы (посуда и кухонные принадлежности, инструменты и т.д.), с помощью которых можно совершать различные игровые действия.

Конечно, особое значение имеют предметы-заместители, способные заменить любой недостающий предмет в игре.

Режиссерская игра

Режиссерская игра – вид сюжетной игры, в которой роли распределяются между куклами, а ребенок не принимает на себя роль и действует скорее как режиссер: например, играет фигурками пиратов или солдатиков, в зоопарк игрушечными животными, в домик с куклами, т.п.

Первые предпосылки этой игры появляются уже в раннем возрасте – около 2,5 лет, но расцвета достигают обычно в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет). В младшем школьном возрасте режиссерская игра все еще очень интересна детям.

Игрушки для режиссерской игры

Игрушки для режиссерской игры нужны такие же, как для ролевой, но маленького размера – под размер кукол.

Куклы и фигурки животных должны быть устойчивыми и легко помещаться в руке ребенка - ведь масштабы игры таковы, что нужно видеть и манипулировать большим количеством предметов одновременно.

Маркеры роли (например, корона, плащ, меч для куклы), позволяющие быстро изменить роль куклы.

Игрушечный транспорт поддерживает масштаб и динамику игры.

Здания, сооружения и предметы ландшафта, мебель также поддерживают масштаб и динамику режиссерской игры.

Игровые предметы (посуда, бытовая техника и т.д.) менее всего необходимы в режиссерской игре, поскольку легко заменяются подручными материалами.

Конечно, особое значение имеют предметы-заместители, способные заменить любой недостающий предмет в игре.

Продуктивная деятельность

Этот вид детской активности направлен на создание какого-нибудь продукта – конструкции, мозаики, рисунка, аппликации и т.д.

Зачатки продуктивной деятельности встречаются уже в раннем возрасте – когда ребенок строит первые башенки, делает куличики из песка и т.п. Однако, неотъемлемой частью детской жизни этот вид деятельности становится с 3-3,5 лет (при этом, обычно вплетаясь в сюжетные игры), а высший этап развития приходится обычно на младший школьный возраст (6-10 лет), когда создаваемый продукт становится самоценным.

Зачем нужна продуктивная деятельность?

1. Для формирования целенаправленности и волевых качеств личности.

2. Для развития потребности в созидании, в авторской, творческой позиции.

3. Для отработки навыков в разных видах деятельности (рисовать, лепить, конструировать и пр.).

Игрушки для продуктивной деятельности

Конструкторы сегодня очень разнообразны - кубики, блочные, магнитные, пазовые конструкторы, конструкторы на шарнирах, на болтах и т.д., и т.д. Различные способы соединения требуют различных действий, учат выстраивать действия, учитывая условия.

Мозаик на современном рынке также огромное количество, и они также отличаются способом крепления.

Наборы для творчества обязательно должны оставлять простор детскому воображению, т.е. позволять самому придумать поделку.

Природный и бросовый материал отлично помогают в создании творческих продуктов.

Игра с правилами

Это игра с единой для всех участников системой правил, которые регулируют процесс игры и взаимоотношения участников.

Впервые заинтересовать ребенка игрой с правилами можно в 3 – 3,5 года, но он вряд ли удержит полную систему правил. Игра с правилами как целое (т.е. как система правил) становится понятной детям с 5-ти лет, а особенно увлекает детей с 6-7 лет.

Зачем нужна игра с правилами?

1. Чтобы научиться следовать установленным и принятым всеми участниками правилам.

2. Чтобы учиться управлять собой и своими действиями.

3. Чтобы учиться спокойно принимать свой проигрыш в игре.

Игры с правилами

Направленные на развитие умственной компетенции (мемори, логические игры и т.п.), в которых игровые действия и главное "поле игры" представлены во внутреннем плане, а внешне лишь фиксируются. Такие игры требуют сообразительности, хорошей памяти и т.д.

Направленные на развитие физической компетенции (бирюльки, футбол и т.д.) отличаются тем, что основной план действий приходится на физическое исполнение, что требует ловкости, меткости, силы и т.д.

Игры на удачу (простые ходилки, кости и др.) - совсем особенные, потому что от воли участников ничего или почти ничего не зависит. Поэтому в играх на удачу требуется изрядное количество смирения, самоконтроля, спокойствия.

 

Статья составлена по материалам сайта "ЦЕНТР ИГРЫ И ИГРУШКИ - детские психологи рекомендуют"

 Copyright © 2017 Сайт Детства  Rights Reserved.