^Наверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


d7e39f98f9f9c106eb6dead9dd7ad68109076005_600.jpgВ настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что “уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о “доброй” математичке или “вредном” историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

   Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.
Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями,— все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

 

   Так сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
•    очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
•    непривычное расписание;
•    много новых кабинетов;
•    новые дети в классе (или я сам в новом классе);
•    новый классный руководитель;
•    в средней школе мы снова самые маленькие (проблемы со старшеклассниками, например в буфете или в туалетной комнате).
   Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

 

   Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются:
•    возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;
•    возросший объем работы как на уроке, так и дома;
•    новые непривычные требования к оформлению работ;
•    необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.piat1.jpg

   По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, та и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение  других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Кстати, способные дети живут в быстром ритме, увлекаются английским языком, информатикой, шахматами и т.д., и может быть поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное» предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, - в особом внимании медиков.

 

   Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также важна помощь классного руководителя.

   Постепенно меняется ведущая деятельность. Главным становится общение, которому подростки посвящают большую часть своего свободного времени. Учеба постепенно отходит на второй план. Но на протяжении почти всего пятого класса интерес к учебе сохраняется почти у всех детей. Поэтому пятый класс – самый удачный возраст для обучения.

 

   Еще одна важная особенность детей этого возраста – изменение структуры внимания. У ребенка резко ухудшаются все свойства внимания, кроме переключения. Ребенок в этом возрасте не может долго сосредотачиваться на одном объекте, он должен часто менять деятельность.
   Подростки очень эмоциональны. Даже отношение к предметам носит чисто эмоциональный характер. Дети с удовольствием берутся за то, что их привлекает. Но, столкнувшись с первым трудностями, быстро охладевают. Родителям не стоит из-за этого расстраиваться: это возрастная особенность.
   Пятиклассники очень активны, они многое хотят сделать, но умеют еще мало. Чтобы не подавить их инициативу, нужно помогать им, поддерживать любые начинания.

 

   В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
   С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим. Важно, чтобы пятиклассник  ощущал поддержку и помощь со стороны родителей и близких людей.


   Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? 

   Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике 697776.jpgполя должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку — с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п. Такие “мелочи” нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
   Безусловно, есть позитивная сторона такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
   Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: “история — составить план ответа по учебнику”; “иностранный язык — приносить с собой основную тетрадь, словарную и тетрадь для записи устных тем” и т.п.). Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

   Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенным обезличиванием  педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы “шалеют” от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя “тайные уголки”, иногда даже задирают ребят из старших классов. Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, “прилипчивость” к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Но и это “обезличивание” подхода к школьнику при всех описанных трудностях все же важный и значимый момент для пятиклассника, ибо укрепляет у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.
   Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.

 

   Причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности — нежелание, “невозможность”, по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься. Хотя школьники-пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении и внешних, и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.
  Общее положительное отношение к себе и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, нередко приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности их бросают, не испытывая при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение этому — “разонравилось, не хочется, не смогу” отражает реальную причину: теряется положительное отношение к делу и, как следствие, снижается самооценка в этой области. При этом из-за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное, не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям. В этот период жизни ребенка эмоции доминируют, подчиняют себе всю его психиче12379799889512.jpgскую жизнь, в том числе и течение психических процессов.
   В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать юмор. Юмор имеет очень большое значение для познавательного развития ребенка этого возраста. Дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые взрослым часто кажутся несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимы к детским шуткам и умели использовать юмор в своих целях.
   Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются довольно легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в шутливой форме: “Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам”, “Медиана — это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну”, “Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь” (расположение цветов радуги). Можно научить детей создавать подобные фразы, используя юмор для лучшего запоминания.

 

   Можно облегчить участь пятиклашек некоторыми чисто организационными мерами.
  Меры, облегчающие знакомство детей  друг с другом и с учителями:
1.    Дети не знают имен учителей – на протяжении первой четверти. Приходя на урок, учитель может надевать визитку.
2.    Дети не знают имен новых учеников – на первой неделе надо познакомить класс с новичками. Можно организовать совместную деятельность и в неформальной обстановке также продолжить знакомство.
3.    Чтобы знакомство прошло быстрее, а учителя быстро запомнили учеников, можно сделать визитки с именами для всех учеников.
  Меры, способствующие организации работы в классе:
1.    Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует «переключиться» на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними;
2.    Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями.
3. Следует в течение первой четверти проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.д.
Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.
4. Учителям – предметникам следует согласовывать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.
   Меры, способствующие снижению тревожности у детей:
1.    В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых кабинетов.
2.    Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ними всех учеников.
3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
4. Необходимо выработать общие единые требования разных учителей. Например:
а) обязательные дисциплинарные требования:
•    здороваемся стоя;
•    не перебивать ни учителя, ни ученика;
•    поднятая рука - сигнал о вопросе или ответе;
•    опоздания не допускаются.
б) организация учебного процесса:
•    наличие необходимых учебных пособий;
•    соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);
в) отношения между детьми, между учителем и ребенком:
•    проявлять уважение друг к другу;
•    звонить и помогать заболевшим ученикам.
5. Можно провести беседу о том, для чего нужен дневник – для записи домашнего задания и выставления оценок. Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник.
6. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождениях одноклассников, именах и отчествах их родителей.
Можно проводить в первые недели специальные мероприятия на групповую сплоченность, снимающие проблемы общения детей внутри класса.
7. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами».

 

   Литература.
1.    Дубровина М.В. Как избежать нарушений и срывов в развитии ребенка. М.:1999
2.    Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. 3-е издание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
3.    Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс. М.:2003
4.    Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия. М.: 1999.
5.    Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. М.: 1999.
6.    Практическая психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ “Сфера”, 1997.

 Copyright © 2017 Сайт Детства  Rights Reserved.