^Наверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


В древности начало систематического обучения считалось периодом качественного изменения 1111.jpgсостояния, своеобразной точкой перехода к новому состоянию. Сегодня же на наш взгляд, многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребенке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше внимания уделяется количественному накоплению знаний у умений детей. Однако именно качественные изменения очень важны для ребенка, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или нарушить его. И если пробелы в знаниях можно в последствии легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.

   Формирование самосознания.
   Наиболее существенные изменения происходят в сфере самосознания младших школьников. В младшем школьном возрасте, как правило, наиболее интенсивно развивается три звена самосознания: потребность в признании, осознание прав и обязанностей, осознание времени.
  

   Потребность в признании.
   Ребенок в школе впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности. Он должен соответствовать установле5.jpgнным в обществе для детей данного возраста нормам чтения, письма, счета. Он впервые получает возможность объективного сравнения своей деятельности с другими через систему оценок, принятую в школе. Некоторые дети неизбежно впервые осознают свое «невсемогущество». А значит, возрастает зависимость от оценок взрослых, и в первую очередь учителей. Особенно важно, что самосознание и самооценка ребенка впервые получают жесткие основания для своего развития, поскольку появляются четкие критерии успеваемости и поведения в школе.
Дети начинают оценивать себя с «официальных» позиций. Ученик: «Я хороший мальчик. Я не бегаю на перемене, помогаю дежурным убрать класс». Ученица: «Я хорошая, потому что очень хорошо читаю, хорошо решаю задачи и пишу их красиво».6.jpg
Через призму собственного «у меня получается» ребенок выстраивает свое отношение к отдельным урокам и к школе в целом. Ребенку очень важно хотя бы в чем-то, в каких-то учебных действиях быть одним из лучших, знать, что он что-то  может делать хорошо. Тогда он ощущает себя состоятельным, у него возникает чувство уверенности в своих силах и возможностях.
   Но не все дети в школе попадают в ситуацию успеха в силу того, что набор критериев, по которым оцениваются действия детей, ограничен. А длительный неуспех обычно приводит к значительному снижению самооценки детей. Ребенок воспринимает свои школьные неудачи как неумение «быть хорошим». Хотя поначалу у ребенка сохраняется вера, что он сможет стать хорошим в будущем, постепенно эта вера пропадает: «Я – плохой и справиться не могу».
В ситуациях стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «стать хорошим», но уже потерять к этому стремление: «Я плохой. Но мне это безразлично». Депривация потребности в признании может вызвать у младших школьников не только снижение самооценки, но и появление неадекватных защитных реакций. При активном типе поведения защита оборачивается агрессией к одушевленным и неодушевленным предметам, компенсацией в других видах деятельности. При пассивном типе появляются неуверенность в себе, стеснительность, лень, апатия, уход в фантазии или болезни – реальные или симулированные. Иногда ребенок начинает скучать по детскому саду.
  

   Рассмотрим особенности прав и обязанностей младших школьников. С началом школьного обучения у детей появляется с3.jpgразу множество обязанностей: не опаздывать, сидеть спокойно, не разговаривать, не играть на уроках, не бегать, не кричать, выполнять домашние задания  и т.п. Чтобы ребенка считали хорошим, он должен беспрекословно выполнять свои обязанности.    Большинство школьных обязанностей, как правило, направлены на воспитание послушания и на сдерживание естественных потребностей в игре, в движении, в общении. Обязанности, касающиеся отношений между людьми, обычно осознаются значительно меньше. Получается, что обязанности в представлении детей связываются в основном со школой и семьей, а права – с улицей.  Впоследствии это может привести к формированию стойкого негативного отношения к школе в сочетании с потребностью полностью «раскрепощаться» на улице.
  

   Время младшего школьника становится более структурированным, и неизбежно меняется осознание времени. Ребенок, как и в дошкольном возрасте, устремлен в будущее, но  оно для него довольно абстрактно и не побуждает к конкретным действиям, не влияет на его поведение. Например, мечты о будущей профессии и т.п., как правило, не подкрепляются никакими усилиями в этом направлении:
 - Я когда вырасту, то буду банкиром и буду зарабатывать много денег.
- Когда я буду взрослым, я заработаю много денег и куплю себе много машин.
   Однако в 1-м классе может наблюдаться и ориентация на прошлое. Часть детей испытывает желание вернуться в детство:
- «Хочу быть маленьким, послушать, как меня мама успокаивает».
- «В детском саду было лучше, там много играли.»
- «В детстве меня мама много-много целовала».
   Появление подобных ностальгических настроений  свидетельствует о нарушении адаптации к настоящему. Интересно, что ориентация на прошлое также свойственна старшим школьникам в период адаптации к новым условиям жизни.
  

   Отношения с родителями
   Изменения происходят и в общении ребенка с родителями, которые характерны для начального периода обучения в школе. Можно сказать, что в это время родители как бы становятся «новыми людьми», поскольку во многом взаимоотношения родителей с ребенком теперь опосредуются школой. Следует иметь в виду, что многие современные родители стремятся удовлетворить свое социальное честолюбие через школьную успешность ребенка. Становится престижным не только иметь собственный дом и дорогую машину, но и ребенка, который учится в престижной школе и обязательно на пятерки. Соответственно ребенок должен достигать успехов, чтобы соответствовать ожиданиям родителей. Успешность награждается любовью, неспешность приводит к ее лишению. Такого ребенка часто можно узнать по одежде: он одет, как кукла, не всегда в удобную одежду, но обязательно дорогую. Получается, что он должен жить желаниями своих родителей, а не своими.
   Однако наиболее тяжелой является ситуация, когда предъявляемые родителями требования не соответствуют возможностям ребенка. Она становится фактором риска и может привести к нарушениям психологического здоровья.
Усталость детей вследствие школьных перегрузок может приводить к регрессивному поведению. Они начинают вести себя как маленькие, отвечают агрессивными выпадами или требуют нежности и ласки. Такие проявления – нормальные защитные реакции, помогающие снять усталость, но если регрессии проявляются регулярно, они могут перерасти в патогенные факторы (вызвать агрессивность, плаксивость). Таким образом, от родителей требуются чуткость и понимание потребностей детей.
  

   Особо значимы для младшего школьника взаимоотношения с учителем. Можно сказать, что ребенок обожествляет учителя, считает его совершенством. Учитель, по его мнению, знает и умеет абсолютно все, не должен иметь никаких недостатков. Часто учитель становится для ребенка объектом подражания. Он замечает мельчайшие детали прически, одежды любимого учителя и даже типичные жесты и позы:
 - А еще у нашей учительницы на пальце кольцо с часами. Я у мамы прошу купить такое же. А она говорит, что я маленькая. А я уже во второй класс хожу.
Учитель во многом определяет мнения, стремления младших школьников. Глазами учителя ребенок видит себя, сверстников, школьную жизнь:
- Мне не нравится, что мальчики Анну Павловну расстраивают. Надо, чтобы все были хорошие и послушные.
   Поэтому оценка учителя для ребенка особо значима, она может способствовать формированию у него уверенности в себе или же, наоборот, чувства собственной неумелости, беспомощности. Последнее может порождать у ребенка обиду и даже злость.
Действительно, учитель, с одной стороны, любим, уважаем, но с другой – нередко внушает страх, являясь источником столь болезненно переживаемой ребенком оценки. В норме в младшем школьном возрасте начинают активно развиваться социальные страхи: страх не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и т.п.). Появляется опасность перерождения нормальных страхов в невротические, и первым признаком этого можно назвать появление страха перед учителем.
   Таким образом, для сохранения психологического здоровья ребенка необходимо помочь ему избежать развития страха перед учителем, помочь увидеть учителя как обычного человека, со своими достоинствами и недостатками, и как следствие этого – принять его.
  

   Отношения со сверстниками.
   Насколько важны для ребенка в этот период взаимоотношения со сверстниками? С одной стороны, они во многом 9.jpgопосредуются взаимоотношениями с учителем, то есть принимаемый им ребенок будет популярен среди школьников. И наоборот, отвергаемый педагогом ребенок, вероятнее всего, станет классным изгоем.
   С другой стороны, младшие школьники – это все еще дети, которым  необходимо играть. Поэтому невозможность пообщаться, а значит, и поиграть с ребятами воспринимается остро. Примерно со второго-третьего класса дружба между детьми постепенно освобождается от влияния взрослых. Дети оценивают привлекательность сверстников уже по собственным критериям. Но на протяжении почти всей начальной школы общение происходит в основном в однополых группах: девчонки с девчонками, мальчишки с мальчишками. Хотя детский игровой интерес к противоположному полу сохраняется.

 Copyright © 2017 Сайт Детства  Rights Reserved.