^Наверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Внимательное и спокойное наблюдение за малышом на первом году жизни позволяет родителям лучше понимать ребенка и активно строить с ним контакт. Очень важно уметь наблюдать и активно формировать психическое развитие ребенка. В этом может  помочь приведенная ниже программа наблюдений и рекомендаций.

В программе наблюдений описаны умения и навыки, которые появляются у младенца к определенному возрасту. Стоит заметить, что сроки появления новых психических качеств статистически усреднены.
Возраст 2-3,5 месяцев.

В этот период младенец улыбается человеческому голосу, у него появляется выраженный интерес и положительное отношение к людям; совершенствуется большинство зрительных реакций: он все более длительно фиксирует взгляд на предметах, и эта реакция все меньше зависит от расстояния предмета до ребенка. Малыш прослеживает взглядом перемещение предметов и может предвосхищать их появление, рассматривает плоские простые картинки; в моменты бодрствования может вокализировать, издавая отдельные «гукающие» звуки; он начинает обращать внимание на подвешенные игрушки, рассматривать их, пытаться дотронуться до них.
Общие направления воспитательных действий с ребенком.
С любовью ухаживайте за ребенком, старайтесь не давать ему долго плакать, успокаивайте или отвлекайте его, пытайтесь найти причину плача и устранить ее. После кормления кладите ребенка на живот на 5-10 минут, повторяя эту процедуру три раза в день. В такой позе ребенку легче контролировать движения головы. Привлекайте внимание младенца звучащими игрушками, задевайте за них его рукой, но не вешайте игрушки слишком далеко – ребенок должен до них дотягиваться. Хорошо, если среди подвешенных предметов есть игрушки, похожие на птицу, человечка, животное, т.е. имеющие глаза (подвешенные игрушки не должны издавать слишком громких или резких звуков). Показывайте ребенку небольшие простые погремушки и медленно перемещайте их перед его глазами на расстоянии 20-30 см, но не далее 90 см, добивайтесь, чтобы он следил за ними. Ухаживая за ребенком, пеленая его или купая, лаского беседуйте с ним. Делайте паузу после произнесения некоторых фраз, произносите ребенку его собственные гуканья, например звук а. Не мешайте ему, когда он вокализирует наедине с самим собой. Улыбайтесь ребенку!
Возраст 3,5 – 4,5 месяцев

В этот период у младенца появляется потребность в общении со взрослым, развивается зрительно-моторная координация, возникает способность захватывать и доставать игрушки, резко увеличивается интерес к зрительному обследованию окружающего мира, ярко выражен интерес к собственной руке, появляется «игра» со звуками, а также оживленная эмоциональная реакция, сопровождающаяся двигательной и голосовой активностью. При виде взрослых людей, особенно близких, малыш стремится ощупывать предметы, дотрагиваться до них деснами и губами; крик младенца становится модулированным, в разных ситуациях он начинает плакать по-разному. Таким образом, он учится «управлять» поведением мамы, может активно стимулировать мать к общению, улыбаясь, подавая голос, глядя на нее.
Общие направления воспитательных действий с ребенком.
Дарите ребенку ощущение того, что его любят и о нем заботятся, не давайте ему подолгу кричать. В минуты, когда младенец активно бодрствует, больше разговаривайте и играйте с ним, не забывайте улыбаться, ведите себя естественно и тепло. Сюсюкать с младенцем не стоит, старайтесь, чтобы ваш разговор вызывал радостную реакцию ребенка. Помещайте рядом с ним игрушки или протягивайте их ему. Если ребенок почему-то не реагирует на протянутую игрушку, попробуйте дотронуться ею до пальцев его руки. Если ребенок промахивается и не может точно захватить игрушку, то после 2-3 –й попытки помогите ему и вложите игрушку в руку ребенка или поднесите ее настолько близко к руке, чтобы он мог ее захватить почти без труда. Перемещайте ребенка по комнате, чтобы у него были новые впечатления.
Возраст 4,5 - 6 месяцев

К концу этого периода ребенок в совершенстве контролирует движения головы и руки, учится контролировать позу, обследует предметы пальцами. Малыш по многу раз повторяет с предметами одно и тоже действие, например бросает их на пол, осваивает такие простые двигательные навыки, как доставание, похлопывание, размахивание, выпускание из рук предметов и.т.д. Ребенок прослеживает взгляд взрослого, все чаще выражает свое удовольствие голосом, выговаривает отдельные гласные звуки, такие, как а, о, и сопутствующие им согласные б, д, м, п. К концу данного периода голосовая активность отличается многообразием звуков и слогов, среди которых преобладают звуки ма, ай, та, па, ба и т.д.
Общие направления воспитательных действий с ребенком.
Активно разговаривайте с ребенком, повторяйте произносимые им слоги, заинтересованно реагируйте на «речь» малыша, выражайте ему свою любовь. Не держите ребенка подолгу в манеже и не давайте ему заливаться плачем. Играйте с ребенком: накрывайте его руку с игрушкой платком, добивайтесь, чтобы он не потерял игрушку и доставал ее из-под платка, показывайте ему его отражение в зеркале. Научите ребенка собирать мелкие предметы в коробки,  он подолгу станет проводить так время сам. Давайте ребенку для исследования предметы разной величины и формы, детали которых ребенок изучает с особенным интересом.
Возраст 6 – 8 месяцев

Ребенок контролирует  позу при сидении. У малыша сформировались первые привязанности и возникает тревожная реакция на незнакомых людей. Ребенок осваивает простые игры-подражания, например «Ладушки» или «Забодаю», в которых взрослый и ребенок выполняют одинаковые действия. Во время игры у малыша развивается «лепетное говорение», а также ребенок учится  прислушиваться к речи взрослого. К концу периода ребенок может одновременно манипулировать  двумя предметами, учится вкладывать предметы один в другой.
Общие направления воспитательных действий с ребенком.
Много разговаривайте с ребенком, говорите о том, что происходит в данный момент, обращайте его внимание на называемые вами предметы. Побуждайте ребенка к действию словами: сделай так, похлопай в ладоши, покачай головой. Перед сном можно читать ребенку и рассматривать с ним книжки-раскладушки. Чем больше вы будете разговаривать с малышом, тем он раньше заговорит. Играйте с ребенком в прятки, пряча свое лицо за занавеску или накрывая лицо ребенка платком. Не забываете весело улыбаться и разговаривать, когда вы вновь появляетесь перед малышом, а спрятавшись, зовите его или спрашивайте: «Где я?» Играйте с ребенком в ладушки, помогите ему научиться хлопать в ладоши. Научите его  играть в игру «Шу-у полетели, на головку сели». Давайте ребенку вторую игрушку, когда он уже держит первую. Предлагайте вторую игрушку то со стороны свободной, то со стороны занятой руки. Обеспечьте ребенка предметами, которые он может ронять, бросать, позвольте ему стучать ими и т.д. Показывайте ребенку, как работают простые механизмы, например крутится ручка, включается лампочка, вращается диск детского телефона и т.д.
Возраст 8 - 10 месяцев

В течение этого периода у ребенка совершенствуется контроль позы при стоянии, он делает первые шаги. Малыши с удовольствием разглядывают предметы. В этот период у ребенка впервые возникают специфические манипуляции, т.е. такие действия, которые можно совершать только с определенными предметами. К числу таких действий относятся катание мяча, подтягивание предмета за веревочку, нажимание кнопки звонка, снимание колец, самостоятельное использование бутылочки, вкладывание коробочек друг в друга, вращение подвижных деталей и т.д. К концу данного периода ребенок может управлять поведением взрослых с помощью жестов, произнося определенные звуки, некоторые дети уже произносят первые слоги, появляется понимание некоторых слов.
Общие направления воспитательных действий с ребенком.
По-прежнему мягко, тепло и часто разговаривайте с ребенком. Произносите одни и те же короткие фразы, произносите небольшие стихотворения. Отдельные слова должны соответствовать действиям, которые выполняет взрослый на глазах у ребенка. Радостно реагируйте на попытку ребенка произносить отдельные звукосочетания и слова. Попытайтесь понять, что он имеет в виду. Научите ребенка в ответ на вопрос «Где лампа?» смотреть в сторону лампы. Нетрудно научить ребенка показывать глаза у игрушек. Не заставляйте ребенка слишком долго учиться тому, что у него не получается, лучше вернитесь к обучению через день. Мягкость, терпение, внимательное отношение – вот основные ваши помощники в занятиях с малышом.
Возраст 10- 12 месяцев

К концу года значительно увеличивается подвижность ребенка, многие дети начинают свободно перемещаться по комнате и даже квартире, почти все малыши к этому возрасту с удовольствием ходят с помощью взрослых. Ярко выражена потребность исследовать окружающий мир. Дети очень много времени проводят, наблюдая за происходящими вокруг них событиями, стремятся достать и изучить любые попадающие в их поле зрения предметы, обследовать все, что вызывает их интерес, очень любят играть с водой. У детей этого возраста ярко выражен интерес к мелким предметам, они исследуют их, разглядывая, переворачивая, ощупывая, поднося ко рту и т.д. С целью изучения предмета опрокидывают, кидают взад и вперед, вкладывают и достают предметы из коробочки, бросают, просовывают пальцы в маленькое отверстие и т.д. Появляется интерес к книгам и к переворачиванию страниц. Развивается умение находить исчезнувшие, например, укатившиеся предметы. К концу периода почти все дети начинают понимать, что взрослых можно использовать в своих целях, звать на помощь. Увеличивается количество слов, которые понимает ребенок. В этом периоде дети особенно радуются одобрению взрослых.
Общие направления воспитательных действий с ребенком.
Не забывайте, что для ребенка по-прежнему главным остается ощущение, что о нем заботятся и что его любят. Нежно и ласково общайтесь с ребенком, учитесь понимать его. Говорите с малышом просто и ясно, рассматривайте вместе с ним книжечки с картинками, рассказывайте ему, что нарисовано и задавайте ему вопросы: «Где…?» или: «Покажи…» Учите ребенка показывать части вашего и его собственного тела: уши, ручки, ножки и т.д. Учите ребенка показывать то, что его особенно интересует: воду, кран, лампу, цветы, машину. Необходимо как можно раньше дать ребенку понять (для его же безопасности), что есть вещи, которые он не имеет права трогать. Обеспечьте ребенку свободу передвижения, но спрячьте от него все те вещи, которые нельзя трогать. Не оставляйте его слишком надолго одного, особенно в манеже. Продолжайте показывать ребенку, как работают простые механизмы, например, как крутится ручка у мясорубки, и т.д. Помните, что в этот период его очень интересуют простые причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Не изолируйте его от других детей и взрослых, осторожно преодолевайте имеющуюся у ребенка тревогу по отношению к незнакомым людям. 

Итак, вашему малышу – год. Внимательно наблюдая за ним, активно помогая его психическому развитию, вы любите ребенка всем сердцем, научите его любить вас.

Статья составлена по материалам О.В. Баженовой

 Copyright © 2017 Сайт Детства  Rights Reserved.