^Наверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


1.pngПочему важен психологический контакт с матерью? Многие специалисты считают, что независимость ребенка с самого рождения — это главный психологический закон правильного воспитания. На первый взгляд, такое утверждение кажется абсурдным, ведь новорожденный совершенно беспомощен. Без внимательного и  специального ухода,  правильного кормления, его здоровью и даже существованию может быть нанесен непоправимый ущерб. Конечно же, это так. Но не менее важно

уметь устанавливать с малышом психологически правильные отношения. Ведь даже при идеальном уходе дети, лишенные психологической связи получают непоправимые психические травмы, отзвуки которых прослеживаются затем всю жизнь. Зачастую физическое здоровье у таких детей оказывалось также не очень крепким.

Весь первый год жизни малыш связан со своими родителями и, прежде всего с матерью. Укрепление этой связи и правильная ее развитие зависит от того, насколько успешно будет разрешена родителями проблема независимости и самостоятельности ребенка. Здесь нет никакого противоречия. В этом возрасте для ребенка самым важным является потребность в эмоциональном общении со взрослым. Ведь малыш еще не готов к другим видам обмена информацией. Эту потребность нельзя игнорировать или пренебрегать ни ради здоровья, ни ради физического развития. Психологам и врачам известно много случаев  искажения психическое развитие ребенка, если он недостаточно общается с 5.jpgматерью. Особенно ярко это видно, если ребенок вынужденно разлучается с матерью, например попадая в больницу в возрасте до года. У многих малышей развиваются в этом случае так называемые явления госпитализма: сначала они становятся плаксивыми, грустными, боязливыми, при попытке общения они отчаянно прижимаются ко взрослому, требуют внимания. Если разлука повторяется, уход ребенка в себя усугубляется: малыш перестает играть, лежит в постельке, отвернувшись, на животе. Ребенок как  бы цепенеет, он сидит или лежит в течение многих часов неподвижно, с широко раскрытыми глазами, будто не воспринимая окружающего. Общение с ребенком становится все более трудным и, наконец, невозможным. Психическое и физическое развитие ребенка резко замедляется, у него нарушается сон, он теряет в весе, снижается сопротивляемость организма ко всевозможным инфекциям. Для возникновения этих явлений достаточно от одного до двух месяцев разлуки с матерью.

Конечно это крайний вариант нарушения развития младенца, который возможен при длительной разлуке с близкими людьми. Нарушения психического развития ребенка подобного типа могут быть и в семье — при наличии и мамы, и папы. Это происходит в тех случаях, когда родители мало занимаются ребенком, редко берут его на руки, мало ласкают, мало разговаривают. Суровая мама, которая считает, что время, проведенное с ребенком, потрачено даром, которая уверена, что ребенок должен расти сам по себе и не мешать жить своим родителям, замедляет темп развития малыша. Такие дети, как правило, менее веселые, менее любознательные, чем те, кто рос в ласке и заботе. Нередко впоследствии чертами характера таких детей является упрямство, агрессивность,  безынициативность, мрачность или подавленность. Недостаток материнской любви и внимания в первый год сказывается затем долгие годы.

Вот почему важно с самого рождения правильно установить дистанцию между родителем и ребенком. Нередко у родителей нет правильного представления о том, где кончается их жизнь и начинается жизнь ребёнка и он сам. Это понятно: пока ребенок не появился на свет, ни о какой его собственной жизни не может быть и речи — он составляет одно целое с матерью. Родившись, он также на первый взгляд не обретает никакой самостоятельности. Младенец настолько беспомощен физически, что без непрерывного ухода и заботы он просто умрет. Своей физической беспомощностью он вводит в заблуждение родителей. Они полагают, что психически младенец так же не зрел, как и физически. На самом деле это не так. Ребенок еще не может перевернуться с боку на бок, но уже накапливает опыт общения с папой и мамой. Когда родителям кажется, что вот, наконец ребенок вырос настолько, что с ним можно общаться, они сталкиваются с довольно зрелой психикой, с любовью и привязанностью, которая оформилась в душе ребенка, с обидами, про которые ребенок еще не может рассказать, с целой системой ожиданий. Младенец — это не белая бумага, на которой родители пишут любые «тексты». Каждый младенец обладает яркой индивидуальностью, которую надо учитывать. Правильную психологическую дистанцию в общении с младенцем помогут выработать   два   следующих правила.

Первое правило: «Дитя — это гость в доме. Его можно любить и уважать, но властвовать над ним нельзя, ибо оно принадлежит жизни» — это правило сформулировано народом.

Второе правило родилось в психологии уже в нашем веке: «Младенец пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать ожиданиям своих родителей». Каждый ребенок приносит в мир свои цели, свои задачи, он должен пройти свой путь. Родители могут помочь ему раскрыть свою индивидуальность, свои возможности, утвердить уникальность своей личности.

Счастливая, уравновешенная мама — здоровый, радостный малыш (А. Я. Варга)

Ясно осознав, что ребенок — отдельный человек, не принадлежащий родителям с того момента, как перерезана пуповина, родители, во-первых, смогут непредвзято присматриваться к ребенку, открывать особенности его индивидуальности, принимать их такими, какие они есть, и приспосабливаться к ребенку, а не ломать его себе в угоду. Во-вторых, правильная психологическая дистанция поможет поможет родителям контролировать свое поведение, понимая, что ребенок не просто продолжение родителя, а отдельный человек, активно воспринимающий мир. Таким образом, отделив ребенка от себя, придав ему статус самостоятельности, родитель сможет ответственно контролировать свое поведение. Ребенок весь настроен на волну родителей. Его основная задача — как можно полнее чувствовать их. Это свойство родилось в процессе естественного отбора — без него не выживали. Значит, ребенок сверх восприимчив к воздействиям родителей, в частности матери. К каким воздействиям? Прежде всего к прикосновениям, ласке. Младенец не понимает речи, а только чувствует тон голоса, интонации, темп речи, т. е. он воспринимает как раз то, что взрослые менее всего привыкли контролировать. Итак, значимый язык для ребенка — это язык жестов и прикосновений, язык тона голоса и улыбки.

2.jpgМалышу необходимы ласковые прикосновения матери, тепло ее рук, спокойные, неторопливые движения, сила и уверенность ладоней. Если же мама устала, расстроена, встревожена — руки выдают ее состояние. Прикосновения становятся резкими, неточными, неуверенными. Они порождают в младенце состояние дискомфорта и тревоги, ребенок становится беспокоен и плаксив, что еще больше усложняет жизнь мамы, усиливает ее дурное расположение. Круг замкнулся. А разомкнуть его может только взрослый, т. е. опять же мать. Она должна хорошо себя чувствовать. Когда ей хорошо, хорошо и ее ребенку.

Это не просто. Практически каждая женщина после рождения ребенка, особенно первенца, испытывает подавленное состояние. Ей кажется, что кончилась ее молодая беззаботная жизнь, наступила зрелость, навалилась ответственность. Прошло время, а что сделано, достигнуто, испытано? Какие возможности упущены? Навсегда ли? Да, многие возможности ушли безвозвратно. А заполнит ли этот маленький незнакомец жизнь, украсит ли ее? Все эти безответные вопросы мучают молодую женщину. Грусть и подавленность сменяются раздражительностью и тревогой. Почему-то начинают обижать нелепые мелочи, и слезы льются по любому поводу. Это — проявление послеродового эмоционального кризиса. Он может быть длительным, а может пройти буквально через несколько дней. В таких случаях близкие могут очень помочь маме и, соответственно, малышу. Чтобы негативные явления не приняли угрожающие формы, не перешли в депрессию, надо давать возможность молодой матери уходить из дому без ребенка хотя бы на полчаса. Усталость способствует депрессии, поэтому мама должна высыпаться.

Мудрый отец и муж не забывает, что его жена не только мать, но и женщина. Ей самой надо время от времени напоминать об этом букетом цветов, милым комплиментом, доверительным разговором, любящим взглядом. Мама и сама должна следить за своим психическим состоянием. Отсутствие признаков депрессии еще не означает внутреннего благополучия. По возможности мама не должна излишне переутомляться, постоянно уставать. Все домашние дела можно свести к разумному минимуму. Обдуманно распределить обязанности между всеми взрослыми членами семьи. Хорошая мать — это женщина, которая высыпается, с удовольствием ест, с удовольствием общается с ребенком и, кроме того, вообще любит получать радость от жизни. Часто бывает, что младенец полностью заполняет жизнь матери, ее содержательную сторону — ей так приятно, интересно общаться с малышом, что она никуда не хочет от него уходить. И это вполне естественно. Однако не менее естественно, что ребенок не отбивает желания сходить в кино, театр, в гости. Не отказывайте себе в этих удовольствиях, и пусть ваша семья вам поможет. Помогая маме, близкие обеспечивают малышу покой и комфорт. Психологически грамотное материнство поставлено на службу поддержания теплого, любовного общения с младенцем. Ради этого контакта можно отказаться от всего, но только не от смеха, бессмысленных словечек, которые изобретает для своего малыша каждая мама, от поцелуев и поглаживаний. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Не бойтесь его избаловать любовью.

Все это необходимо для того, чтобы ребенок благополучно миновал все рифы и подводные камни первого года жизни, когда вырабатывается очень важное психологическое образование — базисное доверие к миру. Это общая установка человека на отношение к другим людям и событиям в мире — доверие или недоверие. Психологи считают, что если младенец чувствует себя любимым (а чувствует он это только в том случае, если он много общается со спокойной и ласковой мамой, если его потребности быстро удовлетворяются, т. е. если он окружен внимательной заботой и нежным отношением), то у него вырабатывается базисное доверие к миру. Почему оно так важно для психического развития человека? Дело в том, что базисное доверие — фундамент двух важнейших «зданий» человеческой души: отношения к себе и отношения к другим людям. На основе доверия у ребенка формируется положительное отношение к самому себе (я любим, значит, я хорош), уверенность, способность правильно оценивать свои силы и возможности (адекватная самооценка), инициативность. Ребенок растет веселым и приветливым, любознательным и активным. К другим людям он относится с симпатией и интересом. Он способен дружить и чувствовать любовь, он будет способен вступать в длительные, глубокие и теплые отношения с другими людьми, в том числе и со своими родителями.

Если же у малыша не выработано базисное доверие к миру, то и к себе он будет относиться плохо, вырастет тревожным, неуверенным в своих силах, мрачным, агрессивным, упрямым. К людям будет относиться настороженно, боязливо. Такое отношение часто соседствует с капризностью, строптивостью, драчливостью...

Любите своего малыша спокойной и активной любовью — это первостепенное психологически необходимое условие его счастья.

 Copyright © 2017 Сайт Детства  Rights Reserved.