^Наверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


   Список вопросов, с которыми чаще всего приходят к психологу  родители гиперактивного ребенка:images.jpg

  • - Почему ребенок может спокойно рисовать или смотреть телевизор, но и пяти минут не может усидеть за домашним заданием?

- Почему с ребенком можно сладить дома, но в школе или в гостях он совершенно неуправляем? 

- Дома ребенок понимает задачу, решает ее правильно,  но такая же задача на контрольной - это катастрофа, он ее «забывает»... 

- Почерк - ужасен, ошибки - «дурацкие», чтение - с пропусками букв и слогов, вдобавок часто ребенок не может ответить на элементарные вопросы по прочитанному. Что делать? 

- Никакие воспитательные меры не помогают, - ругаешь ребенка, он смеется, хвалишь - ему все равно. Друзей у него нет, из интересов - телек и компьютер. Не гуляет, не играет. Это разве нормально??? 

- Есть ли шанс, что все это «израстется», «пройдет с возрастом», «можно залечить таблеточками»?

- Что нас ждет в подростковом возрасте? 

- Сможет ли ребенок освоить школьную программу? Не будет ли он «белой вороной»?

 

   Речь пойдет о детях, которые во многом «другие» и имеют свои особые потребности. Эти дети часто создают трудности и испытания для родителей, учителей и всех, кто живет рядом с ними. Мама-педагог такого ребенка так признается в  своих трудностях воспитания сына: «Я справляюсь в школе с классами, где есть по тридцать шесть детей. Но с сыном вся моя педагогика и психология не срабатывает. Он — особенный».

   Детей называют по-разному — гиперактивными, импульсивными, расторможенными.  Сейчас эксперты остановились на термине «расстройство дефицита внимания с гиперактивностью» (в русскоязычном пространстве утвердилась аббревиатура СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью), также синонимом является гиперкинетическое расстройство.

   Очень важно научиться понимать гиперактивных детей, знать их общие особенности, неповторимые индивидуальности, замечать стремление к росту и самореализации,  также важно и осознавать те угрозы и опасности, которые могут помешать их полноценному развитию.

  

Портрет ребенка с синдром дефицита внимания и гиперактивности.   giperaktivnost.jpg.322x181.jpg

 

   Среди детей с расстройствами поведения можно выделить особую группу без выраженных органических повреждений мозга. Речь идет о детях, у которых постепенно количественно нарастают отклонения в отдельных психических функциях, выражающиеся главным образом в изменении поведения. Среди этих нарушений наибольшее внимание привлекает повышенная двигательная активность ребенка. Сложность проблемы заключается в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической.  Поводом для обращения к специалистам могут быть приведенные ниже проявления. Детям дошкольного возраста диагноз СДВГ при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок. Существует ряд характерных критериев, по которым можно отличить просто подвижного ребенка от гиперактивного.

    Гиперактивный ребенок наверняка проявлял себя подобным образом и в младенческом возрасте: он много плакал, мало спал, имел сбитый режим сна, его трудно было успокоить, он страдал от коликов, плохо ел, был раздражителен, не любил, когда его жалели, вздрагивал от каждого звука, все время хотел пить, колотился головой в кровати, у него все время текли слюнки.

   Многие из нижеперечисленных признаков довольно типичны для двухлеток, но не для детей более старшего возраста. К категории гиперактивных можно отнести таких детей, у которых после трех лет на протяжении хотя бы полугода сохраняются следующие устойчивые симптомы:

- ребенок неловок или подвержен травмам;
 -ребенок непоседлив, не может даже короткий период усидеть или устоять на одном месте;
- часто агрессивен;
- перескакивает с одного занятия на другое, невнимателен и ни одно дело не доводит до конца;
- обостренно реагирует на мелочи, его трудно успокоить;
- все время плохо спит;
- имеет низкую самооценку;
- не умеет ждать своей очереди;
- все трогает руками, мешается под ногами;
- страдает от задержки речи или, наоборот, излишне болтлив;
- имеет плохой аппетит и страдает от постоянной жажды;
- совершает опасные поступки, не осознавая последствий;
- не любит перемен;

   Имеет проблемы со здоровьем, такие, как воспаление уха или постоянные респираторные заболевания, экзему, гастрит.

  

Гиперактивность

 

 images_2.jpg  Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Они часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации.

   Многие дети с СДВГ отличаются от сверстников высокой двигательной активностью уже в первый-второй годы жизни. Часто характеризуемые родителями как «сгустки энергии» малыши с СДВГ начинают ходить с некоторым опережением обычных сроков. После этого их невозможно удержать от постоянных перемещений по дому, где они забираются повсюду, куда только могут, и хватают руками все, что оказывается перед глазами, при этом многие вещи портятся и ломаются. По словам матерей, стоит им ненадолго оставить такого ребенка без присмотра, как он из-за своей неуемной активности может оказаться в опасной ситуации и даже получить какую-либо травму.

   Ребенок с СДВГ растет, но остается чрезвычайно подвижным, постоянно бегает, крутится, пытается куда-то забраться. Он все время находится в движении, как будто к нему прикрепили мотор, не способен усидеть на месте и заниматься чем-нибудь достаточно долго. Например, он скидывает с полки все свои игрушки, занимается с каждой из них не более нескольких секунд, а затем бросает их, переходя к другим видам деятельности. Он не в состоянии долго сохранять спокойствие во время чтения книг, просмотра телепередач. Находясь в автомобиле или автобусе, пытается открывать и закрывать окна, дергает за ремни безопасности, стучит и толкается в спинки кресел сидящих впереди пассажиров. Избыточная моторная активность всегда бывает бесцельной и не соответствует требованиям конкретной обстановки. Именно поэimages_1.jpgтому поведение детей с СДВГ обычно расценивается как незрелое, свойственное детям более младшего возраста.

   Гиперактивность проявляется не просто избыточной двигательной, но также беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующих усидчивости (ерзает на стуле, не в состоянии удержать неподвижными руки и ноги). Чрезмерная двигательная активность нередко сочетается с деструктивным поведением. Так, дети с СДВГ могут мешать учителям, отвлекать одноклассников и провоцировать их неправильное поведение во время уроков. Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми, такой ребенок обычно не проявляет свойственной ему гиперактивности, она на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения.

   Следует отметить также, что выраженность гиперактивности среди детей с СДВГ варьирует. Она наиболее типична в дошкольном и младшем школьном возрасте, а в более старшем возрасте проявляется неусидчивостью и суетливостью. Таким образом, гиперактивность обычно бывает первым и наиболее ярким проявлением СДВГ, но именно ее выраженность постепенно убывает по мере взросления ребенка.

  

Импульсивность

 

   Характерный признак СДВГ — импульсивность, или слабость контроля импульсов. Любой маленький ребенок поступает в соответствии со своими желаниями по принципу «здесь и сейчас», не учитывая при этом возможных последствий своих поступков. Способность к тому, чтобы выдержать, перетерпеть задержку реакции, подумать, прежде чем поступить, развивается с возрастом.

   В этом отношении ребенок с СДВГ вновь ведет себя так, как будто он на несколько лет младше своего действительного возраста. Он быстро выходит из себя, если ход событий или поведение других людей осуществляется не так, как ему хотелось бы. При этом он бросает на пол и даже ломает игрушки, бьет братьев и сестер, одноклассников. В более старшем возрасте импульсивность у детей с СДВГ проявляется в трудностях планирования своих действий и логических рассуждений.

   Дakt_03.jpgети с СДВГ понимают, что сначала нужно обдумать ситуацию, а потом действовать, но поступать именно так они не в состоянии. Импульсивность отражается в трудностях соблюдения правил поведения, поступки детей отличаются порывистостью и необдуманностью. Поэтому их поведение приобретает непоследовательный, беспорядочный характер. По сравнению с другими детьми они нуждаются в более пристальном контроле со стороны родителей и педагогов, но постоянно разочаровывают их своей неспособностью учиться на собственном опыте. Действуя по первому порыву, дети с СДВГ выбегают на проезжую часть дороги, неожиданно оказываются на высоком дереве или на краю крыши, ввязываются в драки. Все это они делают без специального умысла. Однако из-за импульсивности у них повышен риск травматизации, так как они могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков.

   Дети с СДВГ часто вмешиваются в разговор или работу находящихся рядом людей, пристают к ним. Импульсивность постоянно наблюдается у них не только в повседневных ситуациях, но и во время школьных занятий. На уроках они с трудом дожидаются своей очереди отвечать, перебивают других, отвечают невпопад, не выслушивая вопроса до конца. Во время уроков в школе дети с СДВГ могут начать громко разговаривать и кричать, без разрешения вставать из-за парты, ходить по классу. Во время игр со сверстниками они не в состоянии следовать правилам. Для успешного выполнения тех или иных заданий детям с СДВГ требуются частые, немедленные, предсказуемые и существенные для них поощрения. В результате импульсивности и нарушений внимания они затрачивают на обычные задания (например, школьные уроки) гораздо больше времени, чем их сверстники. Особенные сложности испытывают в ходе продолжительной и монотонной работы.

   Многие авторы считают, что энурез и энкопрез (недержание мочи и кала), встречающиеся у детей с СДВГ чаще, чем у их сверстников, также связаны с присущей им импульсивностью.

   Импульсивность, проявляющаяся в поведении ребенка с СДВГ в обществе, может стать причиной социально неприемлемого поведения. Так, многие маленькие дети обманывают, присваивают себе чужие вещи, играют со спичками, но по мере взросления обычные дети учатся владеть собой и начинают тормозить импульсы к подобным поведенческим реакциям. У некоторых детей с СДВГ этого не происходит, и они лгут, совершают кражи, балуются с огнем. Однако само по себе наличие СДВГ не объясняет склонности гиперактивных детей к совершению подобных поступков. Например, причинами кражи может быть желание обладать какой-то вещью или получить ее для того, чтобы завоевать чьи-то симпатии, попытаться повысить свой статус в группе сверстников. При этом дети с СДВГ не в состоянии контролировать себя, удержаться от антисоциальных поступков. В ходе последующих разбирательств они, как правило, проявляют простодушие, не могут схитрить, крайне наивно объясняют мотивы своих действий.

  

Невнимательность и отвлекаемость

 

  iStock_000007514943XSmall.jpg Нарушения внимания наиболее отчетливо проявляются с началом школьного обучения. Дефицит внимания является причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. Наибольшие трудности дети с СДВГ испытывают в ходе выполнения заданий, требующих длительной концентрации внимания. По описаниям учителей, дети с СДВГ способны сохранять внимание не более нескольких минут. Они избегают тех видов деятельности, которые сопряжены с долговременными интеллектуальными усилиями и сосредоточением внимания. Из-за высокой отвлекаемости дети с СДВГ не могут доводить выполнение заданий до конца, плохо слушают объяснения учителя, пропуская при этом важные детали, склонны к забывчивости и беспорядку, часто теряют учебники, тетради, ручки и др. Дефицит внимания особенно очевиден в новых для ребенка ситуациях, когда ему нужно действовать без посторонней помощи. 

   Однако показатели внимания детей с СДВГ также подвержены существенным колебаниям. Родители часто сообщают, что во время любимых занятий и игр дети не только успешно справляются с ними, но и могут удерживать внимание до нескольких часов. Подобная «избирательность» внимания связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием от этой деятельности. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания скучные, неоднократно повторяющиеся, трудные, не приносящие удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями.

    Наряду с трудностями концентрации внимания детям с СДВГ свойственна выраженная отвлекаемость. Гиперактивные дети отвлекаются на любые раздражители, появляющиеся непосредственно в ходе выполнения того или иного задания.  

  

Какие дети предрасположены к СДВГ   

 

   СДВГ наблюдается у детей с незначительными повреждениями мозга, когда происходит задержка в темпах развития его систем, обеспечивающих такие функции, как поведение, речь, внимание, память и др.     

   Причиной нарушений в поведении и трудностей обучения могут быть перенесенные во внутриутробном развитии повреждения центральной нервной системы, хотя связь здесь не всегда очевидна и часто игнорируется. Различные патологические факторы или их сочетание могут вызвать гипоксию (кислородное голодание) плода и асфиксию (удушье) новорожденного. А наиболее чувствителен к этому головной мозг ребенка, в котором при этом происходят серьезные биохимические и морфологические изменения, не только вызывающие его структурные нарушения, но в той или иной степени, искажающие нормальный ход его дальнейшего развития.     

   Факторы риска гипоксии плода – токсикозы 1-й и 2-й половины беременности, нефропатия, повышенное артериальнrebenok-chasto-morgaet.jpgое давление и другие заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы, сахарный диабет, инфекции, патология плаценты (фиброз, отслойка), пуповины (выпадение, узлы, обвитие), плода (анемия, инфекции, внутриутробная гипотрофия, недоношенность, переношенность) и нарушения течения родов. Кроме того, причиной СДВГ может стать курение будущей матери во время беременности, употребление алкоголя и некоторые лекарственные препараты.    

   Если у детей из благополучных семей последствия гипоксии и асфиксии постепенно исчезают, то у детей из малообеспеченных или социально- неблагополучных семей они не только остаются, но и становятся причиной серьезных проблем в школе. В последнее время специалисты стали обращать внимание и на наследственный фактор. О генетической природе СДВГ говорят результаты семейных исследований и анализ родословных. Среди близнецов СДВГ чаще встречается у однояйцевых и риск его развития больше в семьях, где родители имели такие же проблемы в детстве.    

   Причиной детской гиперактивности могут стать также пищевые токсины или аллергены. Их исключение из продуктов питания значительно улучшает поведение и снимает трудности обучения у большинства гиперактивных детей. Склонные к непослушанию и нарушениям рациона питания, они периодически поглощают избыточное количество сладкого. Это безопасно, если в продуктах питания преобладают белки, преобладание же углеводов приводит к еще большему нарушению внимания.

  

Возрастная динамика гиперактивности

 

   У796759652.jpg многих детей с СДВГ период новорожденности сопровождается общим беспокойством, повышенной возбудимостью, нарушениями сна и аппетита, частыми срыгиваниями, дрожанием подбородка и рук. До 3 лет отмечается также слабая прибавка в весе, некоторое отставание в психоречевом и двигательном развитии, а после 3 лет – моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. До 4 лет у них нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности.       

   Нередко наблюдается возникновение симптомов СДВГ или их усиление при поступлении в детсад или школу. Это можно объяснить тем, что ребенок просто не справляется с увеличением психических и физических нагрузок. В школьном возрасте значительные психологические трудности, о которых мы уже говорили, нередко приводят к различным психосоматическим нарушениям и проявлениям вегетативно-сосудистой дистонии.      

   К подростковому возрасту гиперактивность у детей с СДВГ значительно уменьшается или исчезает вовсе, но нарушения внимания в той или иной степени сохраняются вплоть до взрослости. У некоторых подростков нарастают агрессивность, возникают трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость. Им свойствен “бунтарский” дух, незрелое и безответственное поведение, они отрицают авторитеты, нарушают семейные и общественные правила, им трудно выбрать и освоить какую-то профессию, их тянет к алкоголю и наркотикам. Поэтому для родителей и специалистов очень важно своевременно выявить и скорректировать СДВГ, сведя к минимуму факторы, действие которых усугубляет его проявления, трансформируя их из “минимальных” в весьма драматичные.

 

   Для педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ, а также для всех заинтересованных взрослых предлагается курс:

«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Как помочь гиперактивному ребенку»

 

   Программа курса:
В программе курса рассматриваются причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Описываются основные проявления этого состояния и его возрастная динамика, приводятся диагностические методики, практические рекомендации учителям и родителям гиперактивных детей.

   Содержание программы:
1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: причины и механизмы, особенности диагностики.
2. Гиперактивные дети: развитие и воспитание (презентация).
3. Игры и упражнения для развития внимания детей дошкольного и младшего школьного возраста (презентация).
4. Способы выхода из стрессового состояния при работе с гиперактивными детьми (презентация)

 

Если Вы заинтересовались и хотите приобрести материалы курса, свяжитесь с нами через раздел Контакты или Задать вопрос.

 Copyright © 2017 Сайт Детства  Rights Reserved.