^Наверх

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Дошкольник в 4-5 лет это человек с богатым и эмоциональным миром, он глубоко чувствует,1.jpg все его переживания тесно связаны с отношениями круга окружающих его людей. Поэтому именно от ближнего окружения требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно и без всякого сюсюканья объяснять все, что ребенка волнует, чем он интересуется.
В этом возрасте у ребенка активно формируются

понятия «хороший-плохой», «добро-зло», «красивый-некрасивый», «правда-обман». Развито чувства стыда, как и отвращения к чему-то гадкому и противному. Ребенок отказывается быть обнаженным среди незнакомых, стремиться быть один при отправлении физиологических функций. Достаточно хорошо им понимаются правила поведения, но не всегда еще возможен контроль чувств и собственных желаний и это естественно в данном возрасте. Чувства и переживания теперь ребенок все чаще начинает выражать словами «я страдаю», «я обижен». Появляются чувства сопереживания, сочувствия: «мне больно, и тебе больно», жалости и сострадания: «Мама, тебе будет больно за меня и ты будешь переживать».
2.jpgРодителям необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах, выполнять обещания. Только в этом случае у ребенка формируется вера в искренность отношений. Отсутствие физических наказаний, угроз и жестоких моральных предписаний порождает в ребенке чувство доверия к взрослым и их нравственную ценность. В этом случае ребенок не будет бояться быть откровенным, рассказывать о своих проступках и делиться своими переживаниями, заботами, неудачами. Именно отзывчивость взрослых, умение понять ребенка формирует у него чувство безопасности и уверенности. Это в свою очередь является предпосылкой для формирования у него сочувствия. Здесь важны не столько слова и призывы, сколько реальное, каждодневное  соответствие взрослых своим требованиям и характеру общения с детьми. А доверие и сочувствие как раз являются первыми шагами к  эмпатии – формирующейся способности сопереживания, сострадания, понимания эмоционального состояния другого человека, его мыслей и чувств.
В дошкольные годы эмоциональность детей ярко выражена. Дети непосредственно, активно выражают чувства, легко плачут и быстро успокаиваются, их настроение во многом зависит от обстоятельств, радость часто не знает границ, печаль может быть безутешна, страх очень глубок, удивление безмерно, а смех заразителен. Чаще всего преобладают жизнерадостность и спонтанность в выражении чувств и желаний. Ярко проявляются привязанность, симпатия, как и чувство неприязни, антипатии. Вместе с тем дети становятся заметно спокойнее по сравнению с предыдущим возрастом, более уступчивыми и терпеливыми, что, однако не исключает кратковременных состояний раздражения, недовольства и гнева. Некоторые родители стремятся любыми способами не допускать  внешнего  выражения отрицательных эмоций, в том числе раздражения и гнева, обиды и недовольства, огорчения и плача, без устали стыдят детей за это, осуждают, а то и наказывают. Суть не в том, чтобы одобрять эти эмоции, а в понимании их источников, причин. Если ребенок, часто плачет, капризничает, раздражен – это сигнал неблагополучия в каких-то значимых для него сферах отношений со взрослыми. Значит, необходим вдумчивый анализ собственных линий поведения. Здесь не помогут приказной тон, окрик, угроза наказания или обман, попытки бездумно отвлечь, переключить внимание ребенка. Действенно и, главное, положительно для дальнейшего развития будет сочувствие, сопереживание, доверительный контакт, разъяснение и при необходимости – наставление с выражением уверенности в способности самих детей справиться с возникающими трудностями. Таким образом, чувство «Я» будет укрепляться, развиваться, а не тормозиться и слабеть. Повышенная восприимчивость детей наблюдается и к эмоциональному состоянию взрослых, особенно к их возбужденному, раздраженному тону. При отсутствии страха наказания и доверительном контакте дети могут высказать замечания типа: «Не говори со мной таким голосом». Подобные фразы указывают на развитое чувство собственного достоинства, являющихся одним из самых ценных приобретений «Я».
Высокого развития достигают в эти годы воображение как своего рода сплав эмоций и мышления. Фантазии – как проявление воображения - расширяют границы мышления, делают его гибким, способным в дальнейшем творчески решать жизненные задачи.

 Copyright © 2017 Сайт Детства  Rights Reserved.